Услуги логистических компаний актуальны во всех сферах рынка. Они востребованы на всех этапах, связанных с грузоперевозкой, размещением и подготовкой товаров. Каждая покупка в сети запускает логистические цепочки, обеспечивающие сохранность и получение груза. В зависимости от типа оказываемых услуг, выделяют несколько уровней логистики: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL, даже спорный 5PL. Рассмотрим особенности реализации деятельности и различия между категориями.

Общие особенности

Со времён пандемии логистические операции перестали быть доставкой груза из точки А в точку Б. Критические условия продемонстрировали важность грамотного подхода ко всем этапам операций, связанных с транспортировкой. Это вывело конкуренцию между компаниями на новый уровень, а также потребовало более чёткого разграничения категорий представителей рынка, в зависимости от уровня сервиса.

На данный момент выделяют следующие группы:

  • 1PL;
  • 2PL;
  • 3PL;
  • 4PL;
  • 5PL, которая считается спорной.

Так обозначают поколения логистики, а также количество сторон, которые взаимодействуют с грузом, в ходе выполнения операции. 5-е поколение считается скорее теоретическим, однако, упоминание о нём появились ещё в 2012 году. С тех пор произошло множество изменений. Данная категория предполагает взаимодействие сторон исключительно в информационном поле, а также работу нескольких компаний в связке. Однако, этот вариант скорее является теоретической концепцией, которая до сих пор не отработана в полной мере.

Первые 3 поколения логистики считаются базовыми, они предполагают:

  • 1PL. Нахождение товара исключительно под ответственностью самого владельца, он самостоятельно осуществляет доставку и все сопутствующие операции;
  • 2PL. Передача груза сторонней компании для осуществления транспортировки. Подготовка также выполняется самим грузовладельцем;
  • 3PL. В этом случае оператор принимает товар своими силами, а также полностью берёт на себя задачи его оформления, хранения и доставки.

Как правило, для потребностей малого и среднего бизнеса достаточно 3-й категории или даже 2-й. Первое поколение считается малоэффективным методом, так как затраты ресурсов на осуществление логистических задач будут значительно выше, чем использование услуг оператора.

Следующая категория – это 4PL. В этом случае оператор будет выступать, в качестве связующего звена. Он объединяет всех участников системы, задействованных в транспортных задачах. Данный тип логистики является полностью автономным.

Категория 5PL, по сути, должна выполнять те же задачи, что и 4-ая категория. Однако, в этом случае, в сферу услуг входят сетевые продажи. Сейчас существуют большое количество крупных сетевых компаний, которые предлагают полностью автономную логистику своим клиентам. В этом случае, они осуществляют самостоятельную приёмку, планирование доставки, транспортировку, складирование и распространение. Всё это происходит в виртуальном пространстве, с подключением глобальной сети. За счёт этого ключевого компонента, операции существенно упрощаются. Ярким примером такой компании является AliExpress.

Стоит отметить, что многие современные специалисты считают, что существует только 4 категории логистики. 5-ю часто считают более усложнённой разновидностью 4-й. Однако, не исключено, что дальнейшее развитие виртуальных технологий потребует введения новой категории.

Базовые категории

1PL подразумевает, что доставка осуществляется самим владельцем груза. Такая логистика называется автономной, так как не подразумевает подключения сторонних сервисов и организаций. В этом случае бизнесмен полностью берёт на себя ответственность и контроль операций, что требует задействования дополнительного персонала, либо собственных затрат времени.

Возможности осуществлять эту деятельность, как правило, имеют только представители малого бизнеса, работающие со сравнительно небольшими партиями или единичными грузами. Он актуален для экономии средств на начальном этапе развития предприятия. Основные методики этой категории логистики, сформировались еще в начале 70-х годов прошлого века, потому сейчас она практически не актуальна.

Ее самой большой проблемой считается расход времени. Владелец груза должен использовать собственный транспорт для доставки и на это время он не сможет заниматься остальными задачами бизнеса. Для выхода на новый уровень стоит попробовать услуги проверенных операторов, как Морозовъ.

2PL

Вторую категорию называют традиционной логистикой, она даёт гораздо большие возможности и популярнее на современных рынках. Подразумевается, что взаимодействие начинается между двумя участниками, а именно владельцем груза и оператором, который перевозит его из до заказчика. Данный принцип взаимодействия с участниками транспортных операций, предлагает довольно гибкие возможности, которые индивидуально обсуждаются и прописываются в договорах.

Как правило, в набор услуг может входить:

  • Планирование;
  • Складирование;
  • Построение цепей поставок.

Такой принцип актуален, если клиент не располагает собственным транспортом. Ему на помощь приходит сторонняя организация, которая обладает возможностями и необходимой техникой.

3PL

Третья группа подразумевает комплексный аутсорсинг, который является наиболее востребованным направлением деятельности для логистических компаний. Сейчас подавляющее большинство грузов обрабатывается и рассылается именно такими организациями. Ярким примером представителей рынка является Морозовъ, склады которого располагаются в самом центре Санкт-Петербурга.

Чтобы суметь выполнить подобный заказ, фирма должна располагать необходимыми ресурсами:

  • Оборудованием для приёмки/разгрузки;
  • Техникой для перевозок между ключевыми пунктами логистики;
  • Квалифицированными сотрудниками в штате, которые обучены и способны эффективно реализовать, возложенные на них задачи.

В данном случае, планирование цепочек поставки остаётся под контролем владельца товара. Однако, оператор уже берёт на себя большее количество важных функций. В его ведении находится переупаковка, экспедиторское сопровождение, складское хранение, управление запасами, транспортировка. Любая курьерская фирма – это представитель данной категории логистики.

4PL

Четвёртая группа представляет собой дальнейшее развитие сервиса. В данном случае, организации выполняют те же функции, однако, обладают гораздо большими полномочиями, в сравнении с предыдущей категорией. Взяв заказ, оператор полностью берёт на себя контроль, за процессами доставки. Именно поэтому представители бизнеса тщательно выбирают организацию, так как от надежности будет зависеть сохранность, соблюдение сроков и прочие важные параметры, по которым клиенты станут оценивать работу службы и самого представителя бизнеса.

4PL называют интегрированным аутсорсингом и представители младших категорий входят в эту систему. Сейчас под контролем таких комплексных организаций, находится большая часть рынка логистики. Одним из передовых направлений развития систем, является внедрение инновационных технических и технологических решений. Известный факт, что взаимодействие с такой организацией, которая гарантирует высокий сервис, повышает конкурентоспособность фирмы.

5PL

Эта группа появилась в тот момент, когда интегрированный аутсорсинг начал предоставлять услуги через глобальную сеть. Категорию называют виртуальной логистикой, так как для своей работы она использует интернет, через который формируется единое информационно-технологическое пространство.

В сферу ответственности операторов входит:

  • Все аспекты планирования;
  • Транспортировка;
  • Складирование.

Несмотря на то, что некоторые специалисты считают 5-ю категорию, всего лишь дальнейшим развитием 4-й, это направление остаётся перспективным для любой логистической организации. На данный момент, переход в информационную сеть является желанным шагом для всех представителей бизнеса.

Как выбрать

Нужно понимать, что провайдер логистики является представителем и защитником интересов владельца груза. Исходя из этого, следует выбирать организацию так, чтобы обеспечить рентабельное взаимодействие, а также гарантию сохранности товаров, передачу их заказчику с минимальными издержками.

В зависимости от оказываемых услуг, операторов можно разделить на несколько групп:

  • Первые предоставляют оперативно-производственные услуги. Для работы на этом уровне необходимо располагать собственной материально-технической базой. У оператора должна быть техника и дополнительное оснащение для обеспечения доставок. Как правило, это автомобильный транспорт, складская площадь, контейнеры и тому подобное;
  • Организационно-правовые услуги. Данные представители рынка являются более мелкими фирмами, которые обычно не располагают возможностями для доставки, в частности, у них банально нет собственного грузового транспорта. Компании имеют узкую специализацию, например, могут организовывать перевозки, либо консультировать клиентов по вопросам решения логистических задач.

Для того, чтобы выбрать провайдера, нужно самому понимать потребности бизнеса. Проще всего оценить масштаб, выделив конкретные потребности в рамках собственной деятельности.

В зависимости от вариантов оформления трудовых отношений, существует несколько типов договоров:

  • Транспортно-экспедиторские. В данном случае подразумевается организация перевозки груза, обеспечение отправки и получения, связанные непосредственно с транспортировкой;
  • Подряд. В этом случае подразумевается исполнение определённой работы в оговоренный срок. При этом, заказчик обязуется оплатить выполненные операции, если результат соответствует договоренностям;
  • Франчайзинг. Подразумевается построение общей логистической сети, между франчайзером и франчайзи. В таком случае, организация цепочек является более сложной задачей, чем для одиночной фирмы;
  • Аутсорсинг. Организация должна брать на себя полное обеспечение логистических процессов, либо частичное. В сферу услуг будут входить все этапы, как управление запасами, транспортировка, складирование и контроль, за сопутствующими бизнес-процессами, которые напрямую связаны со всеми этапами.

Когда список подходящих организаций уже составлен, следует выбрать лучшего. Для начала нужно навести справки о компании, полезно оценить отзывы. Самым эффективным способом будет личное общение с клиентами фирмы. Это позволит оценить опыт из первых рук.

После этого следует проверить организацию на наличие финансовых рисков. Для этого задействуются различные онлайн-сервисы, которые позволят проанализировать динамику финансовых показателей выбранного представителя рынка.

Если располагаете такой возможностью, то можно предложить небольшую задачу по доставке сразу нескольким организациям. По итогам, это позволит выбрать лучшего. Если же времени нет, то предлагаем оперативное выполнение любых логистических задач. Морозовъ располагает складами с максимально удобным расположением – в центре Санкт-Петербурга. Гарантируем сохранность грузов и доставку до получателя, в кратчайшие сроки.

Ответственное хранение:45 руб/сутки;
Кросс-докинг:300 руб/паллет.